Новости

««Карусель» – содружество детей и взрослых». Из опыта работы С.В. Ершовой

Ансамбль народного танца «Карусель», который в прошлом году отметил свое 20-летие, смог добиться определенного успеха благодаря многим факторам, и прежде всего, благодаря союзу детей, педагогов и родителей. Я в своем сообщении хочу сделать акцент именно на работе с родителями.
Из своего опыта я поняла, что совместная деятельность педагогов и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагоги и родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Не все родители проявляют заинтересованность к такому сотрудничеству. Моя задача как педагога найти такие формы взаимодействия, которые помогут замотивировать родителей, грамотно организовать сотрудничество.

Принципы совместной работы

Основная цель родителей детского хореографического коллектива – создание благоприятных условий для формирования детского коллектива и развития творческих способностей детей посредством хореографического искусства.
Каждый из родителей должен понимать перспективы развития коллектива:
1. Близкая. Говорим о всех плюсах, которые получает каждый ребенок от занятий хореографией.
2. Средняя. Социально значимая - концерты, конкурсы.
3. Дальняя. Связана с дальнейшим обучением ребенка в училищах, вузах.

Задача руководителя изучить родительский состав. Все родители очень разные. Их можно разделить на 3 группы:

1. Вовлеченные
•они понимают педагога и доверяют ему;
•поддерживают начинания;
•погружаются в процесс вместе с ребенком;
•знают правила коллектива - сами занимались раньше танцами или мечтали об этом;
•серьезно относятся к занятиям ребенка.
Чем больше таких родителей, тем более мощная поддержка у руководителя, тем проще и быстрее решаются все проблемы. Очень важно ценить таких родителей.

2. Безразличные
-они не считают танцы чем-то важным;
- не интересуются успехами детей;
- не ходят на собрания и выступления, а если и ходят, то крайне редко;
- игнорируют ваши звонки.

Таких родителей мы можем даже не знать в лицо, так как с ними преобладает телефонное общение. Им нужно уделять больше времени, мотивировать активность, например, поручать им мелкие задания, вызвать на откровенный разговор, если ребенок талантлив и коллектив нуждается в помощи и содействии родителя, чтобы достичь определенных результатов.

3.Недовольные:
– регулярно находят повод для недовольства;
– задают много вопросов, в том числе по мелочам;
– «разбираются» в постановке лучше, чем хореограф;
– стараются защитить своих детей, но при этом лишают их самостоятельного роста, приучая к тому, что «мама во всем разберется».

Для создания грамотно организованного взаимодействия, педагогу необходимо делегировать ряд своих полномочий в родительский комитет. Создание родительского комитета из неравнодушных, активных мам (пап, бабушек и дедушек) поможет организовать пространство коллектива наиболее грамотным образом.

Задачи родительского комитета:
- помощь руководителю в организации концертов, поездок и других мероприятий;
- своевременное информирование в чате родителей о делах коллектива
- решение материальных вопросов;
- оформление документов при выезде на конкурсы.
Мы прошли все этапы развития родительского коллектива. «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей».
На первой стадии развития инициатива исходила от меня (предлагала мероприятия, помощь в доставке детей на репетиции, т.е. никому не давала жить спокойно…). Самое главное – родители видели мое неравнодушие, мою заботу и заинтересованность. Выбрали родительский комитет. На следующий год, исходя из наблюдений, председатель родительского комитета был выбран целенаправленно. На этом этапе помогли родители старшей группы, которые уже были погружены в творческий процесс коллектива.

На втором году коллектив уже работал как целостная система. В родительском чате инициатива в помощи друг другу исходит от родителей.

В настоящее время коллектив родителей сформирован. На фестивали и конкурсы детский коллектив выезжает только с родительским активом. Родители на выездных концертах не делят детей на своих и чужих, одинаково помогают всем участникам коллектива и добрым словом, и необходимым вниманием.
Сейчас у нас несколько возрастных групп, и, чтобы не начинать все сначала с каждой группой, я объединила председателей всех групп в едином чате, где и обсуждаются все вопросы.
Когда родительский коллектив сформирован, появляется желание не только обеспечить своего ребенка костюмом и аксессуарами, а непосредственно влиться в его школьную жизнь и, конечно, я такие желания поддерживаю. Среди родителей есть те, кто обладает различными талантами и способностями, и я рада дать им возможность проявить их. Приведу несколько примеров. По плану работы был концерт «Русь моя вольная», Новогоднее представление и класс-концерт по народному танцу. Родители написали сценарии, выступили в роли ведущих, а также напечатали программки и пригласительные. В этих случаях родители выступали не как формальные, а как самые настоящие активные участники образовательного процесса.

Методы работы с родителями:
·наблюдение,
·беседа,
·анкетирование,
·совместные творческие дела,
·помощь в укреплении материально-технической базы.

Формы работы:
•Родительские собрания.
•Индивидуальные консультации педагога.
•Практикумы.
•Открытые занятия (цель – ознакомление родителей с программой обучения, методикой преподавания, требованиями педагога к дисциплине и внешнему виду учащегося). Такие уроки помогают избежать многих конфликтных ситуаций, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебно-воспитательного процесса.
Жизнь в целом, и жизнь творческого коллектива в частности, не бывает гладкой. Периодически возникают трения и даже конфликты

Причины возникновения конфликтов между педагогом и родителями (чем могут быть недовольны родители):
·стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;
·взаимодействием по организации домашнего задания: «слишком много задаете, на занятии ничего не объясняете, приходится учить движения вместе с ребенком»;
·завышенными требованиями к подготовке ребенка;
·общим отношением педагога к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого».
·Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.

Действия педагога для предупреждения конфликтных ситуаций.
  • проявление уважения к личности ученика и его мнению;
  • исключение авторитарных методов воспитания («потому что я так сказал»), объяснение своей точки зрения;
  • применение методик снижения внутреннего напряжения (юмором, игровыми упражнениями.
В общении с родителями:
  • не заостряет внимание на эмоциональном состоянии родителя, старается заглушить свои эмоции и ориентироваться на решение проблемы;
  • не обвиняет родителей в плохом воспитании детей, не критикует их, особенно в присутствии детей и других родителей;
  • не возлагает всю ответственность за воспитание детей только на них;
  • разговаривает не свысока, а на равных;
  • включать их в жизнь коллектива.

Несколько примеров типичных конфликтных ситуаций, которые часто возникают в моей педагогической практике.

Пример 1
·Родитель: «Вы слишком быстро говорите и показываете, Ваня не успевает все делать, да еще и запомнить. Вы должны дополнительно с ним заниматься!»
·Неконструктивный ответ: «Все успевают, а он нет? Да ваш Ваня просто ленится. Отвлекаться на разговоры он успевает. Если, что-то не получается делать он просто стоит. Дома нужно отработать материал и тогда будет успевать работать со всеми».
·Ошибка педагога: идти в контрнаступление и перекладывать всю ответственность на родителей.
·Конструктивный ответ: «Мы обязательно в медленном темпе разбираем каждый элемент и упражнение на занятиях. Если он не поймет их сейчас, дальше ему будет еще труднее. Я постараюсь уделять Ване больше внимания на занятии. Пусть он приходит чуть раньше и отрабатывает упражнение, если что-то не понимает».
·Покажите, что вы готовы пойти навстречу.

Пример 2
·Родитель: «Мой ребенок больше ходить на занятия не будет, получила опять двойку по русскому (математике и т.д.)!»
·Неконструктивный ответ: «Нельзя использовать запрет на любимое занятие в качестве мотивации к учебе».
·Конструктивный ответ: «Занятие танцами помогает ребенку успокоиться, отвлечься от неудачи в учебе, способствует развитию творческого потенциала и физических возможностей. И лишний раз убеждает ребенка, что только при регулярном изучении можно получить устойчивый результат, как в танцах, так и в учебе по предметам. А пропуск занятий может негативно сказаться на деятельности всего коллектива. Подводить других перед конкурсами нельзя».

Если родители пишут жалобы на педагога.
Даже если вы будете максимально корректны в своих словах и действиях, возможно, найдутся родители, которые напишут на вас жалобу директору, в отдел образования или прямо в министерство. Как правильно реагировать на незаслуженные обвинения?
Не оправдывайтесь перед родителями и тем более не выливайте свои обиды на учеников. Самый правильный выход - обратиться к администрации. Администрация создаст комиссию по урегулированию спора. Комиссия должна провести расследование и объявить результаты. В ходе расследования достойно объясняйте свое поведение.

В заключение хочу сказать, что нет нерешаемых вопросов. Главное – любить свое дело, заражать своей любовью и учеников, и родителей. Отсюда – стремление к результату. Отсюда – успех!
Музыкальный фольклор
Made on
Tilda