««Карусель» – содружество детей и взрослых». Из опыта работы С.В. Ершовой
Ансамбль народного танца «Карусель», который в прошлом году отметил свое 20-летие, смог добиться определенного успеха благодаря многим факторам, и прежде всего, благодаря союзу детей, педагогов и родителей. Я в своем сообщении хочу сделать акцент именно на работе с родителями. Из своего опыта я поняла, что совместная деятельность педагогов и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагоги и родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Не все родители проявляют заинтересованность к такому сотрудничеству. Моя задача как педагога найти такие формы взаимодействия, которые помогут замотивировать родителей, грамотно организовать сотрудничество.
Принципы совместной работы
Основная цель родителей детского хореографического коллектива – создание благоприятных условий для формирования детского коллектива и развития творческих способностей детей посредством хореографического искусства. Каждый из родителей должен понимать перспективы развития коллектива: 1. Близкая. Говорим о всех плюсах, которые получает каждый ребенок от занятий хореографией. 2. Средняя. Социально значимая - концерты, конкурсы. 3. Дальняя. Связана с дальнейшим обучением ребенка в училищах, вузах.
Задача руководителя изучить родительский состав. Все родители очень разные. Их можно разделить на 3 группы:
1. Вовлеченные •они понимают педагога и доверяют ему; •поддерживают начинания; •погружаются в процесс вместе с ребенком; •знают правила коллектива - сами занимались раньше танцами или мечтали об этом; •серьезно относятся к занятиям ребенка. Чем больше таких родителей, тем более мощная поддержка у руководителя, тем проще и быстрее решаются все проблемы. Очень важно ценить таких родителей.
2. Безразличные -они не считают танцы чем-то важным; - не интересуются успехами детей; - не ходят на собрания и выступления, а если и ходят, то крайне редко; - игнорируют ваши звонки.
Таких родителей мы можем даже не знать в лицо, так как с ними преобладает телефонное общение. Им нужно уделять больше времени, мотивировать активность, например, поручать им мелкие задания, вызвать на откровенный разговор, если ребенок талантлив и коллектив нуждается в помощи и содействии родителя, чтобы достичь определенных результатов.
3.Недовольные: – регулярно находят повод для недовольства; – задают много вопросов, в том числе по мелочам; – «разбираются» в постановке лучше, чем хореограф; – стараются защитить своих детей, но при этом лишают их самостоятельного роста, приучая к тому, что «мама во всем разберется».
Для создания грамотно организованного взаимодействия, педагогу необходимо делегировать ряд своих полномочий в родительский комитет. Создание родительского комитета из неравнодушных, активных мам (пап, бабушек и дедушек) поможет организовать пространство коллектива наиболее грамотным образом.
Задачи родительского комитета: - помощь руководителю в организации концертов, поездок и других мероприятий; - своевременное информирование в чате родителей о делах коллектива - решение материальных вопросов; - оформление документов при выезде на конкурсы. Мы прошли все этапы развития родительского коллектива. «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей». На первой стадии развития инициатива исходила от меня (предлагала мероприятия, помощь в доставке детей на репетиции, т.е. никому не давала жить спокойно…). Самое главное – родители видели мое неравнодушие, мою заботу и заинтересованность. Выбрали родительский комитет. На следующий год, исходя из наблюдений, председатель родительского комитета был выбран целенаправленно. На этом этапе помогли родители старшей группы, которые уже были погружены в творческий процесс коллектива.
На втором году коллектив уже работал как целостная система. В родительском чате инициатива в помощи друг другу исходит от родителей.
В настоящее время коллектив родителей сформирован. На фестивали и конкурсы детский коллектив выезжает только с родительским активом. Родители на выездных концертах не делят детей на своих и чужих, одинаково помогают всем участникам коллектива и добрым словом, и необходимым вниманием. Сейчас у нас несколько возрастных групп, и, чтобы не начинать все сначала с каждой группой, я объединила председателей всех групп в едином чате, где и обсуждаются все вопросы. Когда родительский коллектив сформирован, появляется желание не только обеспечить своего ребенка костюмом и аксессуарами, а непосредственно влиться в его школьную жизнь и, конечно, я такие желания поддерживаю. Среди родителей есть те, кто обладает различными талантами и способностями, и я рада дать им возможность проявить их. Приведу несколько примеров. По плану работы был концерт «Русь моя вольная», Новогоднее представление и класс-концерт по народному танцу. Родители написали сценарии, выступили в роли ведущих, а также напечатали программки и пригласительные. В этих случаях родители выступали не как формальные, а как самые настоящие активные участники образовательного процесса.
Методы работы с родителями: ·наблюдение, ·беседа, ·анкетирование, ·совместные творческие дела, ·помощь в укреплении материально-технической базы.
Формы работы: •Родительские собрания. •Индивидуальные консультации педагога. •Практикумы. •Открытые занятия (цель – ознакомление родителей с программой обучения, методикой преподавания, требованиями педагога к дисциплине и внешнему виду учащегося). Такие уроки помогают избежать многих конфликтных ситуаций, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебно-воспитательного процесса. Жизнь в целом, и жизнь творческого коллектива в частности, не бывает гладкой. Периодически возникают трения и даже конфликты
Причины возникновения конфликтов между педагогом и родителями (чем могут быть недовольны родители): ·стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»; ·взаимодействием по организации домашнего задания: «слишком много задаете, на занятии ничего не объясняете, приходится учить движения вместе с ребенком»; ·завышенными требованиями к подготовке ребенка; ·общим отношением педагога к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого». ·Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.
Действия педагога для предупреждения конфликтных ситуаций.
проявление уважения к личности ученика и его мнению;
исключение авторитарных методов воспитания («потому что я так сказал»), объяснение своей точки зрения;
применение методик снижения внутреннего напряжения (юмором, игровыми упражнениями.
В общении с родителями:
не заостряет внимание на эмоциональном состоянии родителя, старается заглушить свои эмоции и ориентироваться на решение проблемы;
не обвиняет родителей в плохом воспитании детей, не критикует их, особенно в присутствии детей и других родителей;
не возлагает всю ответственность за воспитание детей только на них;
разговаривает не свысока, а на равных;
включать их в жизнь коллектива.
Несколько примеров типичных конфликтных ситуаций, которые часто возникают в моей педагогической практике.
Пример 1 ·Родитель: «Вы слишком быстро говорите и показываете, Ваня не успевает все делать, да еще и запомнить. Вы должны дополнительно с ним заниматься!» ·Неконструктивный ответ: «Все успевают, а он нет? Да ваш Ваня просто ленится. Отвлекаться на разговоры он успевает. Если, что-то не получается делать он просто стоит. Дома нужно отработать материал и тогда будет успевать работать со всеми». ·Ошибка педагога: идти в контрнаступление и перекладывать всю ответственность на родителей. ·Конструктивный ответ: «Мы обязательно в медленном темпе разбираем каждый элемент и упражнение на занятиях. Если он не поймет их сейчас, дальше ему будет еще труднее. Я постараюсь уделять Ване больше внимания на занятии. Пусть он приходит чуть раньше и отрабатывает упражнение, если что-то не понимает». ·Покажите, что вы готовы пойти навстречу.
Пример 2 ·Родитель: «Мой ребенок больше ходить на занятия не будет, получила опять двойку по русскому (математике и т.д.)!» ·Неконструктивный ответ: «Нельзя использовать запрет на любимое занятие в качестве мотивации к учебе». ·Конструктивный ответ: «Занятие танцами помогает ребенку успокоиться, отвлечься от неудачи в учебе, способствует развитию творческого потенциала и физических возможностей. И лишний раз убеждает ребенка, что только при регулярном изучении можно получить устойчивый результат, как в танцах, так и в учебе по предметам. А пропуск занятий может негативно сказаться на деятельности всего коллектива. Подводить других перед конкурсами нельзя».
Если родители пишут жалобы на педагога. Даже если вы будете максимально корректны в своих словах и действиях, возможно, найдутся родители, которые напишут на вас жалобу директору, в отдел образования или прямо в министерство. Как правильно реагировать на незаслуженные обвинения? Не оправдывайтесь перед родителями и тем более не выливайте свои обиды на учеников. Самый правильный выход - обратиться к администрации. Администрация создаст комиссию по урегулированию спора. Комиссия должна провести расследование и объявить результаты. В ходе расследования достойно объясняйте свое поведение.
В заключение хочу сказать, что нет нерешаемых вопросов. Главное – любить свое дело, заражать своей любовью и учеников, и родителей. Отсюда – стремление к результату. Отсюда – успех!