Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
( китайская мудрость)
В современном дополнительном образовании приветствуется более активное, яркое взаимодействие между педагогом и детьми. Педагог должен не просто обучить, но и поддержать ребенка в его деятельности. Способствовать его успешности, осознанию своей значимости в этом мире.
В связи с этим, методы способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, становятся все более актуальными.
Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств и др.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе уроке и методах, целесообразных его проведению.
1 этап «Начало урока» .Трудно переоценить значение этого этапа. Его цель – эмоциональный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же должно быть начало урока? Конечно, увлекательным!
Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после выхода на сцену. Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания.
Динамично помогают начать урок такие методы, как:
- «Улыбнемся друг другу»,
-«Дружеское рукопожатие»
- «Поздороваемся глазами»
-«Комплимент».
2 этап «Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)»
Цель: Вызов интереса, удивления, желания узнать новое.
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.
Загадки, стихи, притчи.
Тема: «Традиционные глиняные сосуды». Загадка »Был на копале, был на топтале, был на кружале, был на пожаре. Молод был - много душ кормил, а как пал - так и пропал».
Притча: «Бог и глина»
Слепил из глины человека Бог.
Работал долго, тщательно - старался.
Еще один шлепок, еще мазок - готово, вроде.
Только глядь - остался
Кусочек маленький. "Чего бы из него
Тебе слепить?" - спросил Бог человека.
"Слепи мне счастье, только и всего,
Такое, чтоб не кончилось до века!"
Бог покрутил кусочек так и сяк,
Подумал малость, почесал щетину...
Но творческий запал, увы, иссяк,
И человеку он оставил глину.
Бог много видел, многое он знал,
Но он не ведал, что такое счастье.
А потому сказал: "Лепи, брат, сам!
Теперь уже без моего участья!"
Тебе желаю счастья, не иначе.
Лепи его, Бог в помощь, и удачи!
Метод «Интрига». Н-р:Учитель просит ответить на вопрос «Какой вид искусства можно считать самым древним на земле?»( петроглифы). «А вы знаете, что этот вид искусства существует и в наше время? Сегодня мы с вами познакомимся с ним».
Метод «Мозаика».На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока
Метод «Иллюстрация»: Демонстрация фильма или отрывка из него. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели.
3 этап « Изучение нового материала. Практическая работа»
Цель: активизации деятельности и мышления, поиск и нахождение знаний, развитие навыков практической деятельности.
Наша задача состоит не в том, чтобы дать определённый объём знаний, а обучить способам деятельности, которые обучаемые будут использовать, внося в их содержание свои личные смыслы.
Исследовательский метод. Ученик проводит небольшой эксперимент, и сам совершает открытие. Тема «Виды рельефа»( ученики 1 класса). Пласт – надавить пальцем- контррельеф; приклеить шар – горельеф, разрезать шар наполовину и приклеить – барельеф).
Лепка пустотелой скульптуры и первые знания о стилизации .
Метод погружения в обстоятельства. Ребенку предлагается войти в роль: директора погоды, героя мифа, либо скульптора, создающего автопортрет с животным.
Метод коллективных и групповых работ- Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. ( ярмарка, народные гуляния, посиделки, повседневная жизнь крестьянина).
Такие работы требуют совместного труда всех учеников . Это работа как индивидуально-коллективная, когда одну часть (Дымковские барыни ,торговцы, всадники) дети делают индивидуально, а потом из них формируют общую композицию ( ярмарка), так и групповая (н-р, большое панно).
Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд — все сразу.
Метод ассоциаций.
Метод применяется после того, как дети уже достаточно основательно ознакомлены со многими способами лепки. Дает возможность развития творческого воображения, самостоятельного выбора способа лепки.
Демонстрация тем «Зима», «Вода»
Метод проблемного обучения
Особое место в обучении художественному творчеству отводится методу проблемного обучения, который требует самостоятельности школьников в решении художественных задач на основе уже приобретенных навыков. Суть его в том, что знания должны даваться учащимся не в готовом виде, а в виде такой информации, где необходимо проявить творческий поиск, самому найти знания. Использование это го метода дает возможность активизировать мыслительную деятельность, в процессе которой остро работает интуиция, догадка, озарение, удивление и т. д. Этот метод заставляет детей активно мыслить, творчески относится к делу.
В принципе, любая задача в изобразительном искусстве может стать проблемной, если заранее продумать и организовать процесс поиска решения.
Так, например, задача по изображению животных, даваемая в первом классе, еще не несет никакой проблемы. Но если эту тему конкретизировать, т- е- дать задачу на изображение злых, веселых и унылых- плачущих зверей, то мгновенно появляется проблемная ситуация, связанная с удивлением: «а разве так бывает?». Затем появляется проблемная задача и, наконец, сама проблема, требующая самостоятельной постановки последующих проблемных вопросов : чем? как? где? и т.д.
Тема «Создать веселую и грустную вазу, либо старую и молодую», трансформировать животное в чайник или сосуд.
4 . Заключительный этап.
Цель: подведение итогов образовательного мероприятия.
-Выставки работ;
-Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение»
Участникам предлагается закончить следующие предложения:
1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
3. Сегодня я понял(а), что…
-Три М". - Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Однако практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при обучении ребенка стабильных успехов можно достигнуть только при использовании системы методов, поскольку ни один из них не является универсальным.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
( китайская мудрость)
В современном дополнительном образовании приветствуется более активное, яркое взаимодействие между педагогом и детьми. Педагог должен не просто обучить, но и поддержать ребенка в его деятельности. Способствовать его успешности, осознанию своей значимости в этом мире.
В связи с этим, методы способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, становятся все более актуальными.
Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств и др.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе уроке и методах, целесообразных его проведению.
1 этап «Начало урока» .Трудно переоценить значение этого этапа. Его цель – эмоциональный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Каким же должно быть начало урока? Конечно, увлекательным!
Первые слова учителя на уроке, это как первая фраза актера после выхода на сцену. Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания.
Динамично помогают начать урок такие методы, как:
- «Улыбнемся друг другу»,
-«Дружеское рукопожатие»
- «Поздороваемся глазами»
-«Комплимент».
2 этап «Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)»
Цель: Вызов интереса, удивления, желания узнать новое.
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.
Загадки, стихи, притчи.
Тема: «Традиционные глиняные сосуды». Загадка »Был на копале, был на топтале, был на кружале, был на пожаре. Молод был - много душ кормил, а как пал - так и пропал».
Притча: «Бог и глина»
Слепил из глины человека Бог.
Работал долго, тщательно - старался.
Еще один шлепок, еще мазок - готово, вроде.
Только глядь - остался
Кусочек маленький. "Чего бы из него
Тебе слепить?" - спросил Бог человека.
"Слепи мне счастье, только и всего,
Такое, чтоб не кончилось до века!"
Бог покрутил кусочек так и сяк,
Подумал малость, почесал щетину...
Но творческий запал, увы, иссяк,
И человеку он оставил глину.
Бог много видел, многое он знал,
Но он не ведал, что такое счастье.
А потому сказал: "Лепи, брат, сам!
Теперь уже без моего участья!"
Тебе желаю счастья, не иначе.
Лепи его, Бог в помощь, и удачи!
Метод «Интрига». Н-р:Учитель просит ответить на вопрос «Какой вид искусства можно считать самым древним на земле?»( петроглифы). «А вы знаете, что этот вид искусства существует и в наше время? Сегодня мы с вами познакомимся с ним».
Метод «Мозаика».На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока
Метод «Иллюстрация»: Демонстрация фильма или отрывка из него. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели.
3 этап « Изучение нового материала. Практическая работа»
Цель: активизации деятельности и мышления, поиск и нахождение знаний, развитие навыков практической деятельности.
Наша задача состоит не в том, чтобы дать определённый объём знаний, а обучить способам деятельности, которые обучаемые будут использовать, внося в их содержание свои личные смыслы.
Исследовательский метод. Ученик проводит небольшой эксперимент, и сам совершает открытие. Тема «Виды рельефа»( ученики 1 класса). Пласт – надавить пальцем- контррельеф; приклеить шар – горельеф, разрезать шар наполовину и приклеить – барельеф).
Лепка пустотелой скульптуры и первые знания о стилизации .
Метод погружения в обстоятельства. Ребенку предлагается войти в роль: директора погоды, героя мифа, либо скульптора, создающего автопортрет с животным.
Метод коллективных и групповых работ- Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. ( ярмарка, народные гуляния, посиделки, повседневная жизнь крестьянина).
Такие работы требуют совместного труда всех учеников . Это работа как индивидуально-коллективная, когда одну часть (Дымковские барыни ,торговцы, всадники) дети делают индивидуально, а потом из них формируют общую композицию ( ярмарка), так и групповая (н-р, большое панно).
Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд — все сразу.
Метод ассоциаций.
Метод применяется после того, как дети уже достаточно основательно ознакомлены со многими способами лепки. Дает возможность развития творческого воображения, самостоятельного выбора способа лепки.
Демонстрация тем «Зима», «Вода»
Метод проблемного обучения
Особое место в обучении художественному творчеству отводится методу проблемного обучения, который требует самостоятельности школьников в решении художественных задач на основе уже приобретенных навыков. Суть его в том, что знания должны даваться учащимся не в готовом виде, а в виде такой информации, где необходимо проявить творческий поиск, самому найти знания. Использование это го метода дает возможность активизировать мыслительную деятельность, в процессе которой остро работает интуиция, догадка, озарение, удивление и т. д. Этот метод заставляет детей активно мыслить, творчески относится к делу.
В принципе, любая задача в изобразительном искусстве может стать проблемной, если заранее продумать и организовать процесс поиска решения.
Так, например, задача по изображению животных, даваемая в первом классе, еще не несет никакой проблемы. Но если эту тему конкретизировать, т- е- дать задачу на изображение злых, веселых и унылых- плачущих зверей, то мгновенно появляется проблемная ситуация, связанная с удивлением: «а разве так бывает?». Затем появляется проблемная задача и, наконец, сама проблема, требующая самостоятельной постановки последующих проблемных вопросов : чем? как? где? и т.д.
Тема «Создать веселую и грустную вазу, либо старую и молодую», трансформировать животное в чайник или сосуд.
4 . Заключительный этап.
Цель: подведение итогов образовательного мероприятия.
-Выставки работ;
-Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение»
Участникам предлагается закончить следующие предложения:
1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
3. Сегодня я понял(а), что…
-Три М". - Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Однако практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при обучении ребенка стабильных успехов можно достигнуть только при использовании системы методов, поскольку ни один из них не является универсальным.