В эфире «Кадрики». Из опыта работы с коллективом мультстудии.
Мультстудия «Кадрики» - это место, где дети учатся снимать мультфильмы, постигает таинство создания и оживления персонажей.
Создание анимационного фильма – увлекательный процесс, коллективное творчество детей и взрослых. Как же создать рабочий коллектив, который может снимать мультфильмы?
В нашей мультстудии сложились некоторые традиционные мероприятия, которые способствуют формированию целостной личности в творческом коллективе.
Мультфильм сам по себе сложная коллективная работа. Как же этот коллектив создается. Несколько месяцев дети трудятся – изучают основы анимации, учатся рисовать. Снять мультфильм, озвучить его, выпустить – сложная задача. Делать это однозначно проще в доброжелательном рабочем коллективе. Во взрослом мире над мультфильмом работает слаженный коллектив авторов, целая рабочая команда: режиссер, сценарист, художник-постановщик, художник-аниматор, мультипликатор. В нашей студии учатся дети 6-10 лет, в первую очередь они учатся работать с друг другом в команде. Команды всегда меняются составом. У нас проходят занятия с двумя преподавателями по двум предметам: анимация и изобразительное искусство. Параллельно часть команды рисует, часть снимает мультфильм, все это происходит в одном кабинете одновременно. Через анимацию дети учатся слушать друга, не шуметь, когда пишется звук, рисовать так, чтобы это можно было использовать в мультике. Иногда параллельно снимают две команды на двух станках , а кто-то рисует задания - фоны или героев для мультфильмов. В любом случае работы коллектива – надо всегда понимать, что ты делаешь, для чего, что шуметь нельзя, потому что команда должна услышать заветное слово «кадр» и оператор нажал на кнопку.
В среднем раз в четверть мы выпускаем мультфильм. На премьеру собираются все студийцы и их семьи, в торжественной обстановке смотрим мультфильм, аплодируем создателям, после что-то памятное создаем своими руками и пьем чай. Конечно же, с мультфильмами участвуем в конкурсах, в праздничной обстановке награждаем ребят, если награды имеются. В конце учебного года периодически устраиваем кинопоказы в художественной галерее на большом экране на акции «ночь музеев». На это мероприятие дети с удовольствием приводят своих родных и друзей.
Что хочется особо отметить: снять аккуратно мультфильм взрослому человеку -задача сложная. Снять мультик с детьми 6-10 лет, и снять аккуратно с частотой кадров от 12 кадров в секунду – фантастически сложная задача. Мультипликация требует от ребят усидчивости, внимания, кропотливой, порой монотонной работы, и в первую очередь, коллективно четкой работы. В нашу работу мы включаем задания на знакомство в начале года, потом продолжаем учиться слушать друг друга с помощью различных игр. Воспитать доброе отношение к своему одногруппнику, уважение к учителю, а еще привычку убирать за собой и за соседом, заботиться о сохранности оборудования – нужные и важные задачи для детей. А наши дети работают с ноутбуком, фотоаппаратом, станком, подключенному к электричеству.
Хочется рассказать еще про одну важную часть работы – на новогодние каникулы мы предлагаем детям придумать сюжет самостоятельно для собственного мультфильма. И это уже становится совместной работой ребенка и родителей. Сюжет надо придумать и записать, это они делают дома и приносят в студию готовый сценарий, с которым мы продолжаем работу в студии. Дальше родители участвуют в записи голоса, иногда приходят на съемки и помогают детям.
Также у нас родился проект «Семейные истории». Это очень трогательный проект. Семьи мультстудии снимают истории про свою семью, про семейный греб, про поездку к морю, про памятную открытку с войны от родственника, про семейные традиции. Тогда в студию приходит вся семья, они вместе рисуют, снимают анимацию, озвучивают. Особенно это интересно взрослым. Наши дети знакомы с тайной создания анимации, а взрослые с удивлением перекладывают кадры на станке и снимают мультфильм.
Традиционно мы снимаем мультфильмы на разные темы, но всегда это вечные темы: о добре, дружбе, преданности, взаимопомощи.
Мы рассказываем детям о культуре России. Ежегодно мы снимаем итоговый мультфильм о ремеслах и традициях нашей области. Свою страну учимся любить и уважать с родного края и города. Так мы сняли мультики про городецкую и полхов-майданскую роспись, про дымковскую и дивеевскую игрушки, про печатный пряник. В изучение этих тем мы включаем родителей. По-возможности мы ездим на экскурсии в разные места. В Вознесенское – знакомились с традиционной Полхов-майданской росписью, смотрели как мастер вытачивает матрешку, пили чай с пирогами и сами расписывали матрешку. Снимали сюжет про полхов-майданскую роспись. Создавать после этого мультфильм было куда интереснее. Так мы сняли 6 сюжетов программы «Кадрик-ТВ», в каждой из которой важной частью команды были родители, пришлось много путешествовать: мы снимали в школе, в разных местах Сарова, ездили в Вознесенское и Болдино.
Мультфильм про Дивеевскую игрушку начали с посещения музея и лепки игрушки-погремушки в Дивеево вместе с родителями. Потом 2 месяца ребята с удовольствием лепили детали мультика и снимали его. Для этого пришлось перевести объемную игрушку и плоскостные рельефы, которые дети с удовольствием лепили из пласта. После этого глиняными деталями мультика мы украсили елку в доме молодежи на фестивале «Арт-елка».
Что важно, каждый наш мультфильм мы стараемся сделать из разных материалов. Пластилин, ткань, песок, манка, бумага, глина, возможности мультипликации безграничны. Сочетание этих материалов очень интересно, порой в процессе создания мультика появляются новые неожиданные идеи. И мы показываем детям, что творчество безгранично. Что для того, чтобы добиться нужного эффекта порой надо снимать заново, перерисовывать главного персонажа по несколько раз. Еще мультик всегда коллективная работа. Это ответственное, если кто-то филонит – мультик не получается у всей команды. Ну и есть момент соревнования – на роль главного персонажа отбираем самых колоритно нарисованных персонажей. Поэтому много внимания уделяем рисованию.
Мультстудия «Кадрики» - место для коллективного творчества, в процессе которого рождаются мультфильмы.